Более 100 000 тигров обитали в Азии столетие назад, от Индийского субконтинента до Дальнего Востока России. Сегодня они находятся под угрозой исчезновения, и в дикой природе осталось всего около 4000 тигров. Наибольшие угрозы, с которыми они сталкиваются, - это потеря и деградация среды обитания, незаконная охота и сокращение их добычи.
Благодаря целенаправленным усилиям по сохранению численность тигров в некоторых частях их ареала увеличилась. В Непале, например, популяция диких тигров почти удвоилась со 121 в 2009 году до 235 в 2018 году. Но бум строительства дорог в Азии может свести на нет этот прогресс.
Специалисты по планированию земель и природоохранные организации должны знать гораздо больше о том, как тигры реагируют на шоссейные и железные дороги, чтобы найти способы защитить этих животных. Особенно важна эта информация для Непала, который является одной из наименее развитых стран в мире, но работает над расширением своей экономики и выведением людей из нищеты. Автострады и железные дороги быстро расширяются через леса и луга, где обитают тигры.
Расширение инфраструктуры в Непале
Проведено мало исследований того, как транспортные сети угрожают тиграм, но немногие существующие исследования показывают серьезные последствия. В России, например, столкновения транспортных средств стали причиной 1 из каждых 12 смертей тигров, отслеживаемых с 1992 по 2005 гг. А в Китае тигры в пять раз чаще занимали районы на расстоянии менее 4 км от дорог.
В Индии одно исследование показало, что расширение автомагистралей наряду с незапланированной застройкой повысит риск исчезновения тигров в охраняемых районах на 56% в течение 100 лет. Поэтому растущая сеть транспортной инфраструктуры в Азии может иметь катастрофические последствия для тигров.
Новые проекты развития в Непале будут проходить через обширные участки низинных лесов, в которых обитают тигры, носороги и слоны. Общенациональные дороги, такие как шоссе Восток-Запад и Почтовая дорога, модернизируются и расширяются с двух до четырех полос для поддержки более динамичного движения.
Планировщики проектируют новые надземные электрифицированные железные дороги, которые пересекают Непал, размером примерно с Айову. В настоящее время строится «мегамагистраль» из столицы Непала Катманду в Ниджгад, где правительство Непала более 20 лет стремилось построить крупный международный аэропорт.
Автомагистрали представляют растущую угрозу для дикой природы
Более качественные дороги могут обеспечить столь необходимые социальные и экономические выгоды в Непале, но страна строит их быстрее, чем ученые могут оценить, как они влияют на исчезающие виды, такие как тигры. В национальном парке «Банке» 45 из 67 смертей диких животных в период с июля 2018 года по июль 2019 года, включая ключевую добычу тигра, такую как олень самбар, произошли в результате дорожно-транспортных происшествий.
Смерть тигров и травмы в результате столкновений с транспортными средствами, хотя все еще явление редкое, однако, за последние несколько лет их количество увеличилось. До 2019 года на трассе в национальном парке «Бардия» было зафиксировано только одно столкновение автомобиля с тигром. За последние два года пять тигров были сбиты автомобилями в национальных парках - три в «Бардии» и два в национальном парке «Парса».
Смерть, связанная с транспортными средствами, затрудняет переход тигров из одной популяции в другую, что снижает их генетическое разнообразие. Увеличение числа столкновений может повысить риск исчезновения тигров.
Дороги также являются связующим звеном между людьми и тиграми. Недавно тигр в национальном парке «Бардия» стащил пассажира со спины с движущегося по парку мотоцикла. Тигр убил и съел человека. В прошлом году три тигра убили еще девять человек в том же районе.
Выявление скрытой жизни тигров
Чтобы ответить на этот беспрецедентный вызов, на тигров, живущих рядом с дорогами, надевают GPS / ГЛОНАСС трекеры-ошейники, чтобы лучше понять, как транспортная инфраструктура влияет на биологию и экологию тигров. Первоначальное внимание уделяется национальным паркам «Бардия» и «Парса», где развитие транспорта может серьезно затруднить восстановление популяции тигров.
Непал уже давно является мировым лидером в области исследования и сохранения тигров. Смитсоновско-Непальский проект по экологии тигра - международное сотрудничество, начавшееся почти 50 лет назад, - был одним из первых, кто использовал радиотелеметрические ошейники для GPS / ГЛОНАСС мониторинга тигров в целях природоохранных исследований.
Раньше экологи брали радиоприемники в поле, чтобы один или два раза в день тщательно триангулировать местонахождение тигров в естественных ландшафтах. Новый исследовательский проект основывается на этой работе с использованием современной технологии спутникового слежения, чтобы получить новое представление о тиграх в ландшафтах, которые изменяет человеческое развитие.
Ошейники получают сигнал спутниковых навигационных группировок (GPS и ГЛОНАСС), передавая подробную информацию о перемещении тигра. Эти данные могут показать, как тигры передвигаются по дорогам до и после перехода; сколько времени они проводят вблизи и вдали от дорог; где и как охотятся возле дорог; как они реагируют на движение транспортных средств в разное время суток; и каковы их модели поведения возле и вдали от дорог. Анализируя гормоны в фекалиях тигров с GPS|ГЛОНАСС трекерами-ошейниками, мы можем даже понять, какой стресс они испытывают возле дорог.
Ученые уже выяснили, что шоссе Восток-Запад, пересекающее национальный парк «Парса» посередине, блокирует передвижение первого ошейникового тигра и ограничивает его территорию. Вооружившись этими знаниями, они могут предсказать ряд воздействий на среды обитания и популяции тигров в результате реализации новых транспортных проектов.
Создание инфраструктуры, благоприятной для тигров
Хари Бхадра Ачарья, бывший главный смотритель национального парка «Парса» и нынешний ведущий эколог правительства Непала, стремится помочь сделать транспортную инфраструктуру более благоприятной для тигров. Например, если выровнять автомобильные и железные дороги, можно избежать приоритетных мест обитания.
Также для восстановления среды обитания и добычи в районах, которые тигры часто используют или для воспроизводства, можно спроектировать и построить переходы для диких животных, чтобы помочь тиграм пересечь автомобильные и железные дороги, также можно закрыть дороги для движения автотранспорта в ночное время или ввести ограничения скорости, чтобы снизить риск гибели тигров в пробке.
Информация из ошейников GPS также может помочь уменьшить конфликт между тиграми и людьми. Например, мы можем узнать, нарушают ли шоссе и железные дороги стратегии охоты тигров, заставляя их охотиться на домашний скот или людей вместо дикой добычи. Эти данные также могут помочь менеджерам по охране дикой природы быстрее реагировать на травмы тигров, болезни или браконьерство.
Со временем информация, полученная благодаря GPS-мониторингу, предоставит основанные на фактах решения, которые могут гарантировать, что дороги работают на человека, сводя к минимуму вред тиграм и другим видам животных.